Гран Торино — скрытый смысл фильма
Положение Клинта Иствуда в современном мире кино таково, что он мог бы сидеть два часа на экране, курить и смотреть вдаль со своим фирменным прищуром — и зрители все равно приходили бы в кинотеатры толпами. К счастью, легендарный актер с годами не только не утратил своей фактуры, но и стал исключительным режиссером: Иствуду есть что показать и что сказать.
Лучшим доказательством этого является «Гран Торино», исключительно мощный и глубокий фильм, который можно назвать шедевром, но который не получил ни одной крупной награды в США и был совершенно не понят критиками.
Фильм Гран Торино смотреть онлайн, официально считается последней ролью Клинта Иствуда в кино, и если это правда, то это последнее выступление выполнено идеально. Фильм начинается как образец жанрового кино старой школы — а затем Иствуд ловко выбивает пол из-под ног зрителя и погружает его в глубины простоты самых важных вещей в жизни. Последние полчаса — это, как правило, самый главный трюк фильма последних лет, напыщенная выходка, которую визионеры так и не смогли провернуть со своими броскими пулями и компьютерными чудесами. Клинт Иствуд годами копил эту титаническую простоту, оттачивая ее фильм за фильмом, чтобы в последнем спектакле застрелить вас вытянутым указательным пальцем.
Клинт Иствуд намеренно сделал свой новый (или, лучше сказать, обычный) фильм в принципе простым — без модных компьютерных ухищрений и специально подобранных красивых кадров. Простота работает в этом фильме как атомная бомба: сначала действие разворачивается строго в жанровых границах, оно неторопливо бродит от одного до боли знакомого крыльца к другому, как старый Иствуд — а потом ты не замечаешь, как вся эта простота и понятность вдруг ударяет тебя из твоего личного состояния и разбивает об стену.
Неуловимый смысл шедевра
Существует по крайней мере три распространенные интерпретации «Гран Торино».
- Первая заключается в том, что перед нами еще одна версия «Стрелка»: старик здесь и старик там; девушка, изнасилованная бандитами здесь и изнасилованная бандитами там; старик, мстящий здесь и там. Такой подход позволяет включить «Гран Торино» в длинный ряд фильмов о мести, но не приближает к разгадке его смысла, особенно учитывая, что Уолт Ковальски, в отличие от ворошиловского стрелка Ивана Афонина, никому не причиняет серьезного вреда.
- Вторая версия опирается на богатое «ковбойское» прошлое Иствуда и предполагает, что киноповествование о последних неделях старика Ковальски следует рассматривать как сагу о ковбое, который случайно дожил до 21 века: он стар, он одинок, он архаичен, но он верен себе и своим представлениям о том, как следует жить.
Сам Ковальски — бесстрашный, сдержанный и грубый, знающий как свои пять пальцев все «мужские дела», от убийства до ремонта автомобиля, и готовый защищать слабых, несмотря на свои расовые предрассудки — предстает как идеальное воплощение патриархального идеала, «настоящего мужчины», вытесненного из культурного пространства идеологией политкорректности. Хотя ковбойские задатки главного героя прослеживаются очень четко, его трудно назвать идеалом. Из всех персонажей Иствуда, Ковальски, пожалуй, самый неоднозначный и сложный.
Ковальски — пережиток прошлого, «осколок утраченной империи», и сложность его характера наводит на мысль, что в той великой Америке прошлого все было не так просто, как хотелось бы верить ее защитникам. Сторонники этой версии считают проблему мирного сосуществования различных этнических групп одной из главных проблем фильма, и видят в истории старика Ковальски оптимистичный рассказ о победе ксенофобии и торжестве гуманизма.
- Третья интерпретация предполагает акцент на социальных проблемах картины, ведь Детройт, где происходит действие, — это не просто город, а своего рода символ уходящей Америки. В этой Америке строили мощные автомобили, в пригородах царили благочестие и порядок, а не уличные банды, и все — или почти все — были белыми.
Последняя интерпретация больше всего похожа на замысел режиссера, но «Гран Торино» не ограничивается социальными проблемами. Фильм не о том, как плоха жизнь в пригороде Детройта, а о спирали насилия и о том, что иногда старость приходит одна.
Какое значение имеет сцена исповеди в фильме
Когда Ковальский делится своими грехами с молодым отцом Яновича, он говорит о своей холодности к детям и других относительно мелких проступках, но ничего не говорит об убийствах, совершенных им на войне. Не считает ли он это грехом? Напротив, это грех, за который ни один священник не может дать ему отпущение.
Почему Ковальски позволил себя убить
Внешняя причина ясна: став жертвой бандитов, он позволил полиции отправить их в тюрьму и спас Тао и его семью, но что двигало ветераном? Хотел ли он разорвать порочный круг насилия? Или же он, зная, что его ждет мучительная смерть, просто решил уйти быстро и изящно? Или это было самонаказание, искупление за давние военные преступления?
Зритель волен выбрать любой ответ: Иствуду удалось создать картину настолько сложную, мощную и запоминающуюся, что, возможно, все три версии верны одновременно. Остаётся только посмотреть фильм «Гран Торино» онлайн, пройдя по ссылке, указанной выше.