Как быть, если повзрослевший ребенок не умеет принимать решения: советы психолога

В каком возрасте лучше начинать самостоятельную жизнь? Этот вопрос задали россиянам сотрудники одного из социологических агентств. И вот какие интересные ответы получены.

Получается, что 60% наших граждан уверены, что молодежь должна покинуть родительское гнездо в 20-25 лет. Еще около 7% были уверены, что лучше уйти из дома сразу после школы. И, наконец, каждый десятый считает, что детям лучше всегда жить с родителями.

Обязательный звонок домой, если вечером куда-то уезжаешь, — единственный минус проживания с родителями, уверен студент Дмитрий. Он живет в небольшой двухкомнатной квартире с мамой. Плюсов гораздо больше, как бытовых, так и материальных.

Дмитрий Мотаев, студент: «Всегда есть что поесть, можно попросить маму погладить, постирать".

В каком возрасте ребенок должен покинуть родительский дом? У психологов нет однозначного ответа, все индивидуально, но большинство считает, что в 16 лет начинать самостоятельную жизнь рано, а в 30, а тем более в 40, уже поздно. Длительное воспитание отнюдь не безобидно.

Александр Венгер, доктор психологических наук, профессор: «Проблема может заключаться в том, что в будущем, на протяжении всей жизни, ему будет очень сложно построить собственную семью, даже если у него будет жена, или соответственно, если это женщина , потом муж и дети. А чувство ответственности за семью может не развиться".

Но часто проблема не в том, что ребенок не спешит уходить. Родителю, особенно родителю-одиночке, психологически тяжело позволить взрослому сыну или дочери вступить в самостоятельную жизнь.

Елена Мотаева: «Я стараюсь, чтобы сын оставался со мной подольше. Отпускать его для меня проблематично".

В студенческом общежитии полным ходом идет подготовка ужина на шесть рук. В этой кухне Соня сегодня самая главная, взрослая жизнь для нее началась в 17 лет, когда она приехала в Киров учиться. Я уверен, что ранняя независимость научила меня принимать решения и брать на себя ответственность. Но он до сих пор с волнением вспоминает свой первый день вдали от родителей.

Софья Вишнякова, студентка: «Было ужасно тяжело, я домашний ребенок, я зашла, на меня надели сумки, а я смотрю на родителей и думаю: «Боже мой». И понимаю, что я брошенная".

Читайте также:  Как пользоваться каталогом автомобильных запчастей

Однако по статистике 70% молодых людей от 20 до 30 лет хотели бы жить отдельно, но пресловутая жилищная проблема не дает. Купить собственное жилье нереально, арендовать слишком дорого. В такой ситуации также часто возникают проблемы в семье, но совсем по-другому – из-за вынужденной совместной жизни.

Александр Венгер, доктор психологических наук, профессор: «Очень часто это конфликт. Часто открытый, острый конфликт. Хотя он и не открытый, острый, поэтому очень часто скрытый, но все же постоянный эмоциональный стресс для всех, проблемы, близкие к тем, которые возникают в коммунальной квартире, когда люди, вообще не желающие жить вместе, вынуждены жить вместе".

Актер Белорусского драматического театра Максим Понимаченко вспоминает, что мечтал жить независимо от школы, но осуществить свою мечту смог только в институте. Как только появилась стабильная работа, сразу снял квартиру и переехал.

Максим Понимаченко, актер: «Как мужчина я бы сказал, что могу создать свой уголок, где я хозяин".

И хотя поначалу денег не хватало, Максим уверен, что ощущение того, что можно рассчитывать только на себя, является дополнительным стимулом зарабатывать больше, а отношения с родителями на расстоянии стали еще ближе.

Советы психолога. Что делать, если мой ребенок ничего не хочет?

В студии гостья Елена Леванова, кандидат педагогических наук.

Ведущий: Кабинет министров Италии предлагает принять закон, запрещающий людям старше 18 лет жить с родителями. По словам чиновников, эта мера побудит молодежь искать хорошую работу и повысит рождаемость.

Кстати, тех, кто сидит на спине у мамы и папы, в нашей стране немало. Как научить ребенка самостоятельности? Об этом мы поговорим с доктором педагогических наук, профессором Еленой Левановой. Так в каком возрасте нужно учить ребенка брать на себя ответственность за свои действия?

Гость: Если мы говорим об осознанной ответственности за поступки, то это конечно молодость. Когда активно развивается самосознание ребенка, и когда это «я» становится ключевым словом в его развитии.

Читайте также:  Запчасти для сельхозтехники. Быстро, удобно, недорого

Программист: Некоторые считают, что в такой ситуации лучше дать ребенку возможность зарабатывать деньги самостоятельно. Правильно ли это и как лучше всего таким образом знакомить ребенка со взрослой жизнью?

Гость: Я не вижу ничего плохого в том, что ребенок с определенного возраста хочет работать, зарабатывать деньги, приносить пользу и семье, и окружающей среде. И прежде всего себе.

В пятнадцать лет ребенок уже понимает и реализует социальные программы собственного развития. Они не сомневаются, должны они работать или нет. Они уже уточняют другой вопрос — где я буду работать, кем я буду работать и насколько я буду успешен в этой жизни? Вот что беспокоит их сегодня. Почти все.

Ведущий: Такие, казалось бы, мелочи, например, что ребенок не хочет надевать шапку или не хочет тепло одеваться, кажется, что он уже самостоятельный, взрослый, ему будет лучше. Но родители понимают, что страдает здоровье. Как быть?

Гость: Ведь есть ли разница между "Наденьте немедленно шапку" или "Посмотрите, пожалуйста, что происходит на улице, мы с вами собираемся надеть эту шапку"? Здесь есть прямая связь. Да, я привязала его к себе, как бы подняла его на взрослый уровень, то есть советуюсь.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ВРЕТ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ОТУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБМАНЫВАТЬ.

И сразу дал ему положительное подкрепление, в чем я тоже сомневаюсь, я не могу его надеть, я могу надеть шапку, и тогда вопроса "Надень немедленно" не будет, потому что ум, интеллект нашему подростку вполне достаточно понять, что нужно носить шапку, потому что холодно.

Спикер: Очень хорошо, когда ребенок еще пытается нести какую-то ответственность, может быть, не всегда правильную и не всегда принимая правильное решение, но что делать, если ребенок, наоборот, абсолютно не приспособлен к жизни, нет самостоятельные действия могут иметь место совершить?

Гость: В раннем подростковом возрасте сильна естественная потребность все попробовать, чему-то научиться. Это 4-5 классы, если прогнозировать в школе. Это время, когда ребенок хочет всего.

Читайте также:  Что такое конструктор визиток онлайн

Что мы делаем? «Вернись, сейчас ты все сломаешь, теперь ты хочешь, чтобы вокруг было много воды. Верно? И как только мы начинаем понимать, что ему пора убирать за собой постель, мыть за собой посуду, мы начинаем на него орать, спорить с ним. А он уже и не хочет, он уже занял ту самую позицию беспечности и равнодушия.

Ребёнок не слушается. Что делать, когда ребенок не слышит вас. Советы психолога.

Ведущий: Если было какое-то упущение, можно ли как-то исправить ситуацию? Например, ребенок уже вырос, вот-вот закончит школу, совсем не хочет ни учиться, ни работать, ему очень хорошо сидеть вот так на шее у родителей. Есть ли что-то еще, что можно было бы улучшить?

Гость: Конечно. Я должен удалить шею. Очень сложно, очень сложно взять и ограничить, например, ребенка в каких-то карманных расходах. Но это необходимо сделать, иначе он никогда не поймет и не оценит.

Детям можно доверить несложную работу по дому с 3-4 лет. И не беда, если малыш плохо подметает пол или неряшливые вещи. Главное, чтобы ребенок понимал, что у него, как и у всех членов семьи, есть своя ответственность.

Как можно чаще позволяйте ребенку принимать собственные решения. Например, вы можете предложить ему выбрать, куда пойти погулять или какую шапку надеть.

По мнению психологов, детям с семи лет можно выделять карманные деньги. Даже если это совсем небольшие суммы, ребенок все равно научится самостоятельно планировать свои расходы.

Научите ребенка решать свои собственные проблемы. Вместо того, чтобы решать за него проблему, лучше предложить варианты, как это сделать, а если отношения со сверстниками не складываются, дать совет, как завоевать их доверие и дружбу.

Психологи не рекомендуют часто использовать слова «нет» или «запрещаю» в разговоре с молодыми людьми. Лучше объяснить ребенку, почему вы не хотите, чтобы он совершал то или иное действие. Это будет намного эффективнее.