Как правильно обслуживать аккумулятор: правила ухода за автомобильным аккумулятором

Аккумулятор – это буквально сердце автомобиля. Именно он запускает двигатель, а также обеспечивает работу электроприборов при выключенном двигателе. Срок службы аккумулятора невелик – в среднем он составляет три года, но некоторые модели аккумуляторов начинают терять свои свойства только после пяти лет эксплуатации. Но разумно необслуживаемая батарея может выйти из строя уже после одного глубокого разряда. Поэтому важно знать основные правила ухода за аккумулятором и, конечно же, не забывать регулярно выполнять несложные манипуляции. Для каждого владельца автотехники и речных судов важно как можно дольше продлить срок службы аккумуляторной батареи. Даже если вы покупаете дорогой источник, это не говорит о его надежности и способности работать столько, сколько вам нужно. Самое главное, как будет выполняться руководство пользователя, так как именно из-за нарушения банальных требований и возникают различные проблемы. Это может быть преждевременный выход из строя, постепенное снижение емкости, невозможность зарядить аккумулятор из-за полного разрушения пластин. Если правильно использовать аккумулятор, он будет работать долго и эффективно.

fa428297c365fb27d1412bef57546282-1156285-5959034

Основные правила

Чтобы тяговые батареи работали долго, за ними нужно правильно ухаживать. Должны быть соблюдены важные требования. Вот правила использования аккумулятора, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке:

  • Чтобы продлить срок службы кислотных аккумуляторов, необходимо держать их в заряженном состоянии. Это касается классических модификаций с пластинами, легированными сурьмой и даже кальцием, и жидким электролитом. Если уровень заряда будет недостаточным, емкость вскоре заметно упадет, как и плотность заряда. Особенно критичны для него низкие температуры ниже 0 градусов. Если аккумуляторы оставить в таком состоянии на длительное время, вскоре начнется процесс сульфатации. Нагрев выше 30 градусов также критически влияет на работоспособность аккумуляторов.
  • Во время работы не допускайте глубокого разряда до 80% от первоначальной емкости. Если они происходят часто, срок службы батареи значительно сокращается. Оптимально доводить разряд до 40-50% от исходного состояния, тогда источник прослужит долго. Чем меньше глубина разряда, тем больше циклов выдерживает батарея. Например, если регулярно доводить глубину разряда до 80%, то количество циклов заряда/разряда составляет 400, а если не разряжать более 50-60%, то число увеличивается до 800 и более.
  • Выработайте привычку, которая также будет частью обслуживания батареи. Как только вы используете его, немедленно поставьте его на зарядку. Это простое правило позволяет расширить его использование в несколько раз.
  • Любая тяговая батарея, вне зависимости от ее емкости, нуждается в постоянной подзарядке. Важно, чтобы уровень был 100%. Так источник обеспечит максимальный ток и не останется подверженным преждевременной деградации. Частичная зарядка не допускается. Чтобы аккумулятор работал долго, его необходимо полностью зарядить.
  • Соблюдайте температурный режим. Конечно, машина может находиться в разных условиях, и на состояние аккумулятора вы особо не повлияете. В любом случае нужно следить за температурными показателями источника и не допускать его перегрева, что часто случается при зарядке. Технический регламент обслуживания аккумуляторов предполагает соблюдение условий зарядки, то есть если есть источник сквозняка, то откручивать пробки, доливать жидкость и заряжать в проветриваемом и прохладном помещении от +5 до +25 градусов. Температуры выше 40 градусов особенно критичны для аккумулятора.

Важный. При повышении температуры энергоемкость аккумулятора увеличивается, что с одной стороны хорошо. С другой стороны, срок службы значительно сокращается. Следовательно, при понижении температуры значение емкости уменьшается.

Правила ухода за необслуживаемой АКБ

Аккумуляторы делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. С точки зрения ухода они немного отличаются – стандартный список правил для первых двух типов дополнен необходимостью периодически проверять уровень электролита и доливать его. Кроме того, у обслуживаемых моделей возможен даже ремонт аккумуляторов, вплоть до замены пластин. Но это требует высокой квалификации, поэтому сначала рассмотрим элементарный уход на примере необслуживаемых аккумуляторов. Они должны регулярно:

  • Очистка клемм и контактных частей на линиях электропередач. Металл имеет склонность к окислению, поэтому важно не допустить прилипания проводов к клеммам, иначе могут возникнуть проблемы при их отключении в аварийной ситуации. Клеммы и контакты очищают металлической щеткой с нашатырным спиртом или водным раствором соды. После очистки зафиксируйте контакты и смажьте выводы литолом, консистентной смазкой или другой подобной смазкой для предотвращения их повторного окисления.
  • Чистка корпуса. Не допускайте загрязнения крышки аккумуляторного отсека. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, следует уделить особое внимание очистке газоотводного отверстия, так как загрязнение может привести к неисправности устройства.
  • Контроль креплений. Жесткая фиксация батареи необходима во избежание повреждения пластин из-за вибраций и ударов. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы прижимные планки обеспечивали хорошую фиксацию устройства.
Читайте также:  Где и как отдохнуть маме

К основным правилам ухода также относится периодическая зарядка автомобильного аккумулятора. В стандартных условиях аккумулятор заряжает генератор автомобиля, но при длительной стоянке, а также зимой часто требуется дополнительная зарядка аккумулятора с помощью специального зарядного устройства.

pravila-uhoda-4435507-1401025

Чтобы узнать, нуждается ли автомобильный аккумулятор в зарядке, нет другого способа, кроме как проверить аккумулятор мультиметром. Нормальное напряжение на клеммах при выключенном двигателе должно быть на уровне 12,5-13 В. Если меньше, лучше зарядить аккумулятор. Для этого батарею необходимо снять и перенести в сухое отапливаемое помещение. Для зарядки аккумулятора подойдет любое устройство, позволяющее регулировать зарядный ток автомобильного аккумулятора – он должен быть в пределах от 5 до 10% от емкости аккумулятора. При этом необходимо следить, чтобы напряжение на клеммах не поднималось выше 14,4 В, иначе аккумулятор может просто «закипеть», что для необслуживаемых аккумуляторов означает выход из строя. После завершения зарядки сначала выключите зарядное устройство, а затем аккумулятор, начиная с отрицательной клеммы.

Как заряжать автомобильный аккумулятор?

Чтобы автомобильный аккумулятор работал долго, за ним нужно следить. Даже если вы купили новый источник постоянного тока, не стоит ожидать, что он будет постоянно заряжаться. Возможно, в вашем автомобиле возникла проблема – генератор не выдает напряжения, необходимого для восстановления плотности заряда. Тогда энергоемкость аккумулятора будет постоянно уменьшаться, она может стать очень низкой. Для продления срока службы необходимо соблюдать следующие простые требования:

  • Проверить напряжение бортовой сети при работающем двигателе. Оно должно быть не менее 14,3 В. Если меньше, аккумулятор не будет до конца восполнять заряд, скоро выйдет из строя.
  • Если машина долгое время стояла на холостом ходу, перед запуском двигателя проверьте ее состояние. Индикатор должен быть зеленым с маленькой красной точкой. Если видна только красная точка, источник исчерпан. Вам нужно подключить его к хранилищу. Для профилактики также рекомендуется через равные промежутки времени заряжать аккумулятор после простоя, даже если глазок показывает зеленый цвет.
  • Для восстановления емкости используйте только фирменные или надежные автоматические, которые по мере восполнения энергии сами будут регулировать зарядный ток.
Читайте также:  Преимущества электронной доски объявлений

Подберите подходящий аккумулятор для своего автомобиля или спецтехники. Это важно, так как использование менее энергозатратного источника приведет к быстрому истощению. Лучше включать с небольшим запасом, но в то же время, чтобы генератор справился с восстановлением заряда. Своевременная зарядка после длительного простоя гарантирует длительный срок службы и необходимый крутящий момент для запуска двигателя или привода электротяги от тягового источника питания. При этом выбирать стоит не только по емкости и пусковому току, но и по типу или устройству, ведь в продаже есть различные модификации свинцово-кислотных аккумуляторов – от сурьмяных до легированных серебром и гелевым электролитом.

Как влияет перегрев на аккумуляторы?

Свинцово-кислотные аккумуляторы для автомобилей очень чувствительны к высоким температурам. Это связано с особенностями устройства. В конструкцию источников входят пластины из свинцовой сетки, содержащие активную пасту. Он удерживается в нем благодаря особой консистенции и профилю решеток. Температура очень сильно влияет на батарею. Часто перегрев происходит в результате неправильной зарядки и банального несоблюдения зарядных токов. Малейший перегрев разрушает электродные пластины. Для предотвращения подобных процессов необходимо соблюдать технические характеристики конструкции аккумулятора и использовать для зарядки только автоматические устройства. Особенно важен тип аккумулятора, который может быть кислотным. В чем суть их применения и какие функции они выполняют? Заводские зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов характеризуются наличием следующих особенностей:

  • можно заряжать аккумулятор средним и малым током до достижения заданной емкости;
  • режим импульсного заряда, при первом подаче первого импульса заряда происходит разряд источника и так с повторениями до достижения 100% заряда (разрядный импульс формируется каждую секунду);
  • автоматическое восстановление заряда при малейшем снижении, лучше использовать для стационарных аккумуляторов, находящихся в автономных системах электроснабжения.

Многие фирменные автоматические ЗУ оснащены режимом десульфатации. Он обеспечивает пульсирующие режимы зарядки. Чтобы источник тока проработал как можно дольше, рекомендуется использовать этот режим регулярно. Это значительно увеличивает срок службы батареи и снижает вероятность деградации. Пластины всегда будут иметь достаточный потенциал. Важный. Для восстановления заряда аккумулятора и продления срока службы рекомендуется использовать фирменные автоматические зарядные устройства. Они контролируют ток самостоятельно, а в случае неожиданного повышения отключат дальнейшее питание.

Читайте также:  Зачем нужен брак?

Соблюдение зарядных напряжений и токов

Для увеличения срока службы аккумуляторов необходимо соблюдать напряжение и зарядный ток. Это важное условие, так как при его несоблюдении может произойти следующее:

  • Перегрев электролита. Закипание кислоты однозначно негативно влияет на дальнейшую работу автомобильного аккумулятора. Активная паста вымывается, что может вызвать замыкание между банками и просто потерю емкости. После такого перегрева аккумулятор будет заметно быстрее заряжаться и также очень быстро разряжаться.
  • разрушение электродов. Слишком высокие зарядные токи приводят не только к закипанию кислоты. Он начинает испаряться, а ядовитые вещества попадают в атмосферу и могут нанести большой вред здоровью и всему живому.
  • Снижение емкости. Сначала при нагреве она увеличивается, что сопровождается процессом десульфатации, а дальнейшее нагревание сопровождается разрушением активной пасты.

Уровень и плотность электролита в аккумуляторе

Если все предыдущие правила обслуживания универсальны для всех типов аккумуляторов, то регулярная дозаправка электролитом является функцией обслуживаемых и малообслуживаемых моделей. Необходимость в этом обусловлена ​​принципом работы таких аккумуляторов, где дистиллированная вода постепенно выкипает и испаряется, что увеличивает плотность электролита в аккумуляторе и ухудшает работоспособность аккумулятора. Вот почему так важно знать, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, а это ваша модель. Обычно это делается визуально, но есть и современные модели, оснащенные специальным индикатором. Если уровень ниже нормативного значения, необходимо долить в аккумулятор дистиллированную воду через технологическое отверстие. После этого аккумулятор снова готов к работе.

pravila-uhoda3-5476048-5514112

Возможные дефекты в АКБ

Неправильная эксплуатация аккумуляторов приводит к различным последствиям: пластины аккумулятора из-за несоблюдения режимов заряда, а также условий хранения подвергаются сульфатации, то есть образуют белое диэлектрическое вещество, препятствующее нормальному электронному обмену;

  • разрушение свинцовых пластин под воздействием кислой среды;
  • разбрызгивание активной пасты, что может привести к короткому замыканию;
  • разгерметизация из-за перегрева или перезарядки;
  • механическое повреждение внешней оболочки или кожуха.

При использовании батареек важно помнить о самом главном. Аккумулятор не следует хранить длительное время в разряженном состоянии, то есть когда заряд достигает менее 20% от исходного уровня. Это необратимые процессы, которые приводят к серьезной деградации аккумуляторов, невозможности их дальнейшего использования в тех же режимах, что и раньше.

Работа с АКБ в блоках

Обычно тяговые батареи используются в спецтехнике и в накопительной технике в блоках. Ресурс у них одинаковый, поэтому рекомендуется менять все одновременно. Это гарантирует, что весь блок будет работать эффективно в будущем. Не рекомендуется менять частично, то есть только один аккумулятор из всего состава. Если установить новый источник и дать ему поработать с разряженными батареями, он вскоре выйдет из строя, потому что будет нагружен больше остальных. Это обстоятельство связано с разными значениями внутреннего сопротивления источников тока, из-за чего в их цепях протекают токи разной величины. Поскольку сопротивление севших аккумуляторов меньше, заряженный источник постоянно пополняет их собственной энергией, что приведет к быстрому выходу из строя. В результате новая батарея выходит из строя первой.